На семейном положении

Что общего между семьями? Говорят, все страдают одинаково, а вот счастливы все по-разному. Какая машина дополнит счастье заядлых дачников? А какая машина поможет сохранить идиллию в только что пополнившейся семье бизнесмена? Какую машину выбрать, если подобранный детьми на улице щенок вырос в 80-килограммового слона? Ответы на все подобные вопросы дают семь машин, ничем не похожих друг на друга, лучших в своих классах, в базовой комплектации в ценовом диапазоне до одного миллиона рублей (чтобы культ семьи не превратился в культ семейной машины).

Opel Zafira

В Европе класс семейных минивэнов настолько велик, что при всей своей относительной непопулярности в России, почти все автомобильные компании держат в своем модельном ряду 1-2-3 образчика. И лишь потому, что в этих автомобилях соотношение вместительность/цена самое лучшее. А разговоры о том, что с покупкой минивэна жизнь заканчивается, все-таки сильно преувеличены. Mazda5 (115 л. с. от 745 000 руб.) и VW Touran (102 л. с. от 798 243 руб.) управляются великолепно, а у Opel Zafira и вовсе есть модификация OPC (240 л. с.) – на тот случай, если родители сразу решили готовить своих детишек в космонавты.

При сложенных спинках задних сидений объем багажника «Зафиры» достигает грузовых 1820 литров. Это очень много. Даже слишком, поэтому каждый владелец минивэна должен быть альтруистом, с энтузиазмом воспринимающим очередную просьбу родственников и даже мало знакомых людей помочь отвезти на дачу шкаф. Или вообще какой-нибудь совсем оригинальный груз – благо возможности трансформации салона позволяют. Практичность имеет и оборотную сторону. Задние сиденья откровенно неудобные, но на них, по задумке, должны размещаться дети на своих собственных королевских тронах.

Другой, с точки зрения ребенка и любого нормального взрослого, более серьезный недостаток – слишком хмурая и скучная отделка интерьера. Исключительно черные и серые тона больше подходят для спецтранспорта в последний путь, а здесь-то жизнь только начинается. Зато, правда, не видны пятна от томатного сока.

Минимальная стоимость Opel Zafira (115 л. с.) составляет 648 000 рублей. Для этой модели можно подобрать необходимое дополнительное оборудование, начиная от чехлов и заканчивая контейнерами с функцией охлаждения и подогрева. Только у Citroen этот ассортимент ничуть не хуже, но минивэн C4 Picasso (120 л. с.) существенно дороже – от 814 000 руб. Значительно дешевле Ford C-Max (100 л. с.) – от 609 000 руб. У него есть и дизельные версии: 110 л. с. и 136 л. с. Стоимость великолепной дизельной версии Opel Zafira, протестированной нами, начинается от 895 400 руб.

Дизель, по закону жанра необходимый в семейном автомобиле, есть, конечно, и у законодателя моды на солярку компании Volkswagen для минивэна Touran: 105 л. с. от 1 036 405 руб., 140 л. с. от 1 099 417 руб., а с DSG Touran становится совсем дорогим – от 1 151 063 рублей. На Mazda5 дизеля нет, зато есть 7-местная версия (от 857 000 руб.). Любителям французских машин посвящается Renault Scenic (110 л. с. от 785 500 руб.).

Skoda Roomster

Автомобиль, однозначно напоминающий коммерческий «каблучок», пригоден и для семейного извоза, если этот автомобиль Skoda Roomster. Недавно у него появился серьезный конкурент – Peugeot Partner Teepee с клиренсом от 180 до 200 мм, объемом багажного отделения от 642 до 3000 литров и ценой от 588 000 рублей. А у Roomster клиренс составляет всего лишь 140 мм.

Но зато в качестве опции для него доступна гигантская панорамная крыша по цене 25 490 рублей, а это означает, что когда мама с папой будут вытаскивать из дачной грязи застрявшую машину, ребенок не будет капризничать, он будет мечтать о том, чтобы стать астрономом, астронавтом или на худой конец астрологом. Skoda Roomster относится к классу микровэнов, в котором скопилась масса разных по габаритам и характеристикам однообъемников. Там и популярный Nissan Note (от 562 500 руб.), и абсолютно новый, построенный на его платформе Citroen C3 Picasso (499 000 руб.). Там старенький и страшненький Fiat Panda (320 250 руб. за 54 л. с.), там же новенькая и модненькая Kia Soul (от 599 000 руб.).

В автомобиле Skoda Roomster удивительна отнюдь не форма кузова, а форма передних дверей. Верхний угол чересчур острый, а потому чересчур опасный. Если выходя из любой другой машины и завозившись с какими-то вещами, мы рискуем стукнуться лбом о раскрытую дверь, то «Румстер» в этой ситуации выбьет глаз. С этой дверью вообще как-то все не заладилось. Насколько его окно выглядит эффектно снаружи, настолько же безобразно внутри. Дело в том, что внутренняя дверная панель не имеет аналогичного изгиба, и нам приходится довольствоваться созерцанием черного угла. Все это, не являясь смертным грехом, тем не менее портит общее хорошее впечатление. Потолок у «Румстера» высокий, салон просторный, а багажник огромный – при том, что внешние габариты отличаются от «Фабии» в длину на каких-то 21 см и на 4 см в ширину. Вот она, городская семейная машина, как по учебнику сочетающая в себе компактность и вместительность, динамичность и низкий расход топлива.

В России «Румстер» недавно лишился версии Scout. Серый пластиковый обвес, как на машине, участвовавшей в нашем тесте, еще можно попытаться поскрести по сусекам у дилеров, если кому-то кажется, что он повышает внедорожные качества.

Если позволить себе добавить немного эмоций, делая столь практичный выбор, как Skoda Roomster, в интерьере этого автомобиля непременно появится большая редкость для подобных машин – сиденья, обитые тканью яркого голубого цвета.

Nissan Qashqai +2

Так всегда бывает: кто-то высказывает идею, а кто-то доводит ее до совершенства. Мини-кроссовер Nissan Qashqai был первым. Вслед за ним потрусили и Ford Kuga, и VW Tiguan, и Renault Koleos.

Они новее, а в чем-то и совершеннее. Но на безусловном, безграничном и, кажется, вечном успехе японского первопроходца это никак не сказывается. Покупатели однозначно знают, что им нужно. А нужен им Nissan Qashqai, и неважно, что альтернативы уже появились, они знают одно: «Qashqai, да Qashqai». Видимо, в компании Nissan есть блестящие специалисты не только по бездорожью и маркетингу, но еще и по гипнозу. Но все это не имеет никакого значения. Важно лишь одно – теперь Nissan Qashqai стал еще и «плюс два». То есть детей в семье, обзаведшейся этой машиной, теперь может быть просто не счесть.

Папа с мамой спереди, трое детей на заднем сиденье и еще двое… в багажнике. Сажать детей в багажник придумали давно и, видимо, неспроста, а, например, в воспитательных целях – вместо чулана. Нет ни одного автомобиля, кроме автобуса, где третий, опционный ряд сидений не был бы похож на цирковой снаряд. Бесспорно, маленькие дети там уместятся физически, но очевидно также и то, что провести там больше пары минут они точно откажутся. Там тесно, темно и скучно. Там холодно, жарко или душно. Там шумно и тряско. И, сколько звезд EuroNCAP ни давай, не слишком безопасно.

Однако Qashqai +2 – это больше, чем третий ряд сидений. В действительности это Qashqai, увеличенный то здесь на десятки миллиметров, то там на десятки сантиметров. Причем не просто растянутый в длину – чтобы костюмчик сидел, кузов скроен заново. Чуть больше места над головой, чуть больше места для ног задних пассажиров, чуть больше места для багажа. Чуть больше стоимость – от 777 000 рублей вместо 726 000. Что из этого ощущается больше – вопрос, на который оптимисты и пессимисты дадут противоположные ответы.

Базовая стоимость полноприводной версии составляет 936 000 рублей, а с вариатором еще на 40 000 дороже. Это серьезное прибавление к цене, но еще более важное добавление к машине. Клиренс в 200 мм так и просит полный привод, а вариатор помогает двигаться автомобилю действительно плавно. Если финальная стоимость Qashqai вашей мечты оказывается слишком высокой, стоит обратить внимание на другой бестселлер от Nissan – вместительный микровэн Note или еще более вместительные минивэны других марок.

Chevrolet Captiva

Купить среднеразмерный полноприводный внедорожник менее чем за миллион рублей практически невозможно. А ведь бытует мнение, что если в семье родился хоть один ребенок, то без подобного автомобиля не прожить. От бедственного положения спасает Chevrolet Captiva по цене от 903 700 рублей.

А также родственные ему Opel Antara (от 857 900 руб.), Mitsubishi Outlander XL 2.4 (от 899 000 руб.) и Kia Sorento (от 839 990 руб.). Основной вопрос заключается в том, сколько эти автомобили будут стоить в финальной комплектации с учетом минимальных опций. Из этой скользкой цифры вытекает еще один вопрос: а так ли нужно возить детей непременно по бездорожью? А иначе зачем нужен внедорожник?

Он вместительный, а также он надежен в плане активной и пассивной безопасности.

Да, но можно и поспорить. Ребенок – не слон, а складная детская коляска – не платяной шкаф. В плане активной безопасности хорошим подспорьем является голова водителя, способная принимать верные решения и не переоценивать свои способности и способности своего автомобиля. А пассивная безопасность ребенка – это во многом правильно подобранное и корректно установлен-ное детское кресло. А внедорожник – для тех, у кого действительно хватает на него, а еще и ему на бензин, денег, а также для тех, кто действительно часто ездит по действительно плохим дорогам.

Дать совет, что выбрать – Chevrolet Captiva или Opel Antara, – не сможет никто. Это одна и та же машина, которая, по словам сотрудников GM, по-разному настроена. Кроме формальных, ничего не значащих моментов, выявить принципиальную разницу не представляется возможным по причине отсутствия оной.

У других близнецов – Mitsubishi Outlander XL 2.4 и Peugeot 4007 – карты совсем разные. Японский внедорожник в базовой версии дешевле французского, а выглядит при этом вразумительнее. Зато у него нет бойкого и экономичного дизеля, как на 4007, у него есть только прожорливый бензин.

Простенький интерьером и немного брутальный внешне внедорожник Chevrolet Captiva не стремится казаться чем-то большим, чем является на самом деле. Этим он и хорош. В топовой версии с 3,2-литровым двигателем, «автоматом» и кожаным (практичным) салоном он кажется хорошо сбалансированным автомобилем без излишеств и без серьезных недостатков. В таком виде он стоит уже внушительно – 1 205 500 руб.

 Volvo V50

Универсал Volvo V50 в протестированной нами комплектации стоит 2 013 892 руб. Это, конечно, не по правилам, но цена базовой версии модели (двигатель объемом 1,6 л) начинается от 902 300 руб. К тому же тест семейных автомобилей без представителя марки Volvo – просто нонсенс.

С тех пор, как в 1959 году именно компания Volvo впервые выпустила серийные автомобили, оборудованные ремнями безопасности, машины под этой маркой считаются эталоном в области пассивной безопасности. Однако за последние 50 лет многие компании смогли догнать и как минимум не отставать. Вот в чем автомобили Volvo являются бесспорным эталоном, так это в вопросе безопасности пассажиров от рисков аллергической реакции на материалы салона автомобиля и воздух в нем. (Полное исследование темы «автомобили для аллергиков» – в «Автомобили» №6/2009.)

Нарисуйте обобщенный портрет среднестатистической европейской семьи. Бесшабашный лабрадор, веселые, резвящиеся детишки в ярких цветных костюмчиках, статный мужчина и очаровательная молодая женщина, которые, обнявшись, картинно любуются закатом. Чего-то не хватает? Да, универсала Volvo V50, припаркованного возле зеленой лужайки. Или Volkswagen Passat Variant. Возможно, универсала Audi A4? Возможно! Возможно, и Mazda6 универсал. Но только универсал!

А теперь загляните на какую-нибудь вечеринку в честь помолвки (теперь это модно)! Допустим, жениха зовут Дима Мельников, а невесту, например, Наташа Корнийко. Сейчас Наташа ездит на кабриолете «Мерседес», но раз была помолвка на европейский манер, то после свадьбы ездить ей за продуктами на Volvo V50.

Никуда не денешься, процесс запущен. В кино был бы хеппи-энд, а у них счастье будет продолжаться. Ведь на V50 действительно очень приятно ездить. Как ни странно, но в управлении эта машина лучше, чем ее более популярный в нашей стране прототип S40.

«Семейные» – самое точное и полное определение, которое можно дать автомобилям Volvo. Это и комплимент, и подробное, несмотря на лаконичность, описание. Ни у одной другой компании нет задних сидений, которые в секунду трансформировались бы в детские кресла. Передний край нижней подушки смещается вверх и назад, обеспечивая высокое положение ребенка для оптимального функционирования ремней безопасности и подголовников. Естественно, в автомобиль можно установить специальное детское кресло безопасности. Специалисты Volvo считают наиболее правильным сажать ребенка в кресле против движения машины.

 Suzuki SX4

Хэтчбек Suzuki SX4 – уникальный автомобиль. Во-первых, это самый доступный по цене автомобиль с полным приводом. Во-вторых, это самый компактный автомобиль с клиренсом 190 мм. Что делать с этим богатством, вопросов не возникает: конечно же, парковаться на сугробе и ехать на дачу. Если ни того, ни другого душа не требует, можно выбрать и переднеприводную версию с клиренсом 175 мм. Гурманам предлагается даже седан, выглядящий так же, как и все прочие хэтчбеки, у которых ни с того, ни с сего на заду вскочил багажник.

Машины выпускаются в Японии и в Венгрии, причем японские (переднеприводные с 5-ступенчатой «механикой» и 4-ступенчатым «автоматом») стоят дешевле венгерских. Полноприводные делаются в Венгрии и бывают только на «механике». Двигатель объемом 1,6 литра (107 л.с.) не производит впечатления разъяренного зверя, хоть и рычит от любого нажатия на педаль газа. Так что не стоит бояться, это очень милая, тихая и дружелюбная машинка.

По вместительности ее превзойдет новый компактвэн Citroen C3 Picasso, по популярности и однозначности определения «семейный автомобиль» – Nissan Note, по демократичности ценника – Ford Fusion, а Honda Jazz – по динамичности. Но ни у одного из этих или других конкурентов нет, никогда не было и никогда не будет полного привода.

Внутреннее пространство автомобиля скромных внешних габаритов (4140/1495/1620 мм) организовано удачно. В салоне не тесно, там много света и воздуха. Багажник совсем невелик, но спинки задних сидений складываются.

Несмотря на то, что модель далеко не новая, она смотрится вполне современно. И в статике, и в динамике хэтчбек Suzuki SX4 выглядит собранным и крепким. Легкий внедорожный обвес придает толику стильности. Конечно, речь не идет о покорении офф-роуда, но столь избитая проблема, как разбитая дорога на дачу, легко этой машиной решается.

Мечту о гораздо более дорогом Suzuki Grand Vitara, весьма неоднозначном по своим характеристикам кроссовере, можно смело заменить покупкой SX4 – честным и простым автомобильчиком, подходящим как молодым людям, так и их бабушкам и дедушкам.

Выходит, это чуть ли не идеальный и уникальный в своем роде автомобиль. Конечно, нет – он довольно жесткий, а мотор откровенно слабый. Зато можно не бояться пробоев подвески и не сильно тратиться на бензин. Хотя марка Suzuki никогда не пользовалась бешеной популярностью в России, пару лет назад за SX4 стояла очередь длиною в год. А это говорит о многом.

Toyota Avensis

Конкуренция в D-классе впечатляющая. Вот и прямых конкурентов у нового седана Toyota Avensis около пятнадцати. Некоторые из них выпускаются в кузове «универсал», некоторые нет, но так или иначе, в России единственной машиной в семье становятся именно седаны.

Это автомобиль главы семейства, на котором он ездит на работу, поэтому цвет у этого автомобиля либо черный, либо серый, либо серебристый «металлик». Как искренне признаются их скромные жены, такой машины им вполне хватает и для семейных нужд. Багажник большой, на задних сиденьях есть крепления IsoFix, а подушка безопасности переднего пассажира, как правило, принудительно отключается для установления детского кресла.

В ценовом диапазоне до 1 000 000 рублей автомобили C- и D-классов оказываются самыми совершенными в плане технического оснащения.

В целом они хорошо управляются, а это значит, что водитель, без труда контролируя поведение своей машины, обеспечивает безопасность движения. Очевидно, что с появлением одного или двух детей нет никакой необходимости менять седан на минивэн, если, конечно, рождение малышей не пробудило собственного желания сменить класс автомобиля.

Новый «Авенсис» предлагается в трех вариантах: 1,6-литровый двигатель (132 л. с.) + 6-ступ. МКП; 1,8-литровый двигатель (147 л. с.) + 6-ступ. МКП или вариатор; двухлитровый двигатель (152 л. с.) + вариатор. По мощности, динамике и расходу топлива эти версии практически одинаковые, зато у покупателя есть приятный и необременительный выбор. Фиксированных комплектаций шесть, максимальная включает в себя, кроме всего прочего, систему навигации и камеру заднего вида. 1 289 000 рублей стоит автомобиль, побывавший у нас на тесте и оставивший очень приятные впечатления.

Вариатор обеспечивает одновременно и динамику, и комфорт. Но есть и минусы. Например, система кондиционирования, как и на всех без исключения моделях марки Toyota, довольно сильно пересушивает воздух. Навигационная система также не идеальна. Но гораздо важнее оптимальная настройка подвески этой машины, позволяющая делать несколько дел сразу: проглатывать неровности российских дорог, везти пассажиров так, чтобы их не укачивало, перевозить кучу вещей в багажнике, а заодно доставлять водителю все же некое удовольствие от управления. Те любители быстрой езды, которые традиционно называют «Авенсис» самой скучной машиной на свете, не ездили на нем с маленькими детьми, которые никогда не дадут соскучиться.

Резюме

Выбрать лучший семейный автомобиль может только тот человек, который его сам себе и выбирает. Как ботинки. Как хобби. Как друзей. Все зависит от конкретных целей, от предпочтений и от обстоятельств. Вне зависимости от этого, лучший автомобиль тот, что нравится, и невозможно объяснить чем. Лучший автомобиль тот, что куплен на выгодных условиях и легко продастся, когда надоест. Тот, что экономичен и безопасен. Лучший автомобиль тот, который сможет облегчить быт и приносить радость. Ведь «семейный» значит не только практичный, но и любимый.

Обработав бесконечное число мнений, собрав целое облако комментариев, переварив данные производителей, посчитав, померив, пощупав, поездив, помолчав, поговорив и подумав, я окончательно убедилась в том, что «семейный» автомобиль – это маркетинговая приманка. Покупателя, решающего действительно непростую задачу выбора, сажают на крючок заранее готового ответа. Ответа на вопрос, который был еще не только не задан, но еще и не сформулирован. Таким образом с успехом продаются машины, которые без правильно рассказанной сказки не пользовались бы решительно никаким успехом.

Есть куча практичных и компактных хэтчбеков, есть туча практически бездонных минивэнов, есть масса универсальных универсалов, есть полчище модных городских кроссоверов и вполне настоящих внедорожников, есть в конце концов банальные седаны. В общем, есть из чего выбрать. Выбрать то, что подходит именно вам, а не под тот собирательный образ, который мастерски сочинил продавец. Будьте собой во всем, не поддавайтесь стереотипам!

 

Текст: ОЛЕСЯ РЕПКИНА


Читайте также

Тестируем новый "оппозитник" Boxer на Subaru Forester 2011

Чуть менее полгода назад компания Subaru анонсировала третье поколение горизонтально-оппозитных двигателей Boxer. Первые такие силовые установки достались обновленному Forester, презентация которого состоялась в середине января в Венгрии.


Бойцовый тигр: первый тест нового Porsche Macan

Его заявляют как уникальную машину, объединяющую в себе кроссовер и спорткар. Нарекают именем хищника и наделяют способностью "рвать когти" и на асфальте, и вне дорог. Porsche Macan - новая модель легендарной марки - рвется задать перцу всем соперникам в классе среднеразмерных премиум-кроссоверов.


Незачет

Тест-драйв автомобилей: Chevrolet Captiva, Opel Antara