Opel Corsa: Полет над кратером вулкана.

Я и не подозревал, что однажды мне удастся на автомобиле проехаться над облаками. Испытать это необычное чувство ’автомобильного полета’ помогли новенький Opel Corsa и вулкан Тайд на острове Тенерифе в Атлантическом океане.

’ПЕРЕМЕН, МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН...’

С тех пор, как в 1993 году появился Opel Corsa второго поколения, по всему миру продали уже 2,7 миллиона этих машин, а в Европе маленький Opel стал одним из самых массовых автомобилей в своем классе. Corsa лидирует сегодня в Германии, Португалии, Испании и Британии. Но четыре года — тот автомобильный возраст, когда пора освежить внешний вид, а заодно и обновить кое-что из начинки. Но когда была дана команда ’на омоложение’, главный дизайнер Хидео Кадама (его считают ’крестным отцом’ машинки) сказал: ’Зачем же нам менять удачную форму?’

И все же маленький Opel обновили, но сделали это так, чтобы в целом не изменять хорошо узнаваемый облик автомобиля. Opel Corsa получил новые решетку радиатора и передний бампер, пластмассовую окантовку колесных ниш, более широкие боковые молдинги. Бамперы большинства модификаций красятся теперь в цвет кузова. Салон машины не изменился. Так что не сразу-то и найдешь ’десять отличий’ новой машины от прежнего варианта.

Зато Corsa может похвастаться серьезными изменениями технической начинки. Автомобиль оснащается теперь электрическим усилителем рулевого управления, модифицированной подвеской передних колес, а под капотом — совершенно новый трехцилиндровый двигатель семейства ECOTEC рабочим объемом 1 литр.

ЛИТР НА ТРОИХ

Трехцилиндровые моторы на автомобилях — редкость. Подобные силовые агрегаты можно встретить лишь под капотом японских малышек Suzuki Swift (993 куб. см и 53 л. с.) и Suzuki Alto (657 и 40), Daihatsu Cuore (847 и 44), Honda Today (656 и 48), Mazda Carol (657 и 52), Mitsubishi Toppo (657 и 40), Subaru Libero (1190 и 54) да у корейской Daewoo Tico (796 и 41). У нас эти автомобили (не считая последнего) практически неизвестны. В Европе таких машин не делают, и потому получается, что Corsa — пионер в использовании 3-цилиндровых моторов.

Двигатель оказался очень компактным: длина всего 375 мм, ширина 482 мм, а высота 609 мм. Рабочий объем 973 куб. см, мощность 55 л. с. при 5600 об/мин. Максимальный крутящий момент 82 Нм при 2800 об/мин, причем 90 процентов этого момента достигается в диапазоне от 1500 до 5600 об/мин. Весит моторчик 82,5 кг.

Каждый цилиндр обслуживают по четыре клапана, которые управляются двумя распредвалами с цепным приводом. Распределительные валы приводят клапаны через гидравлические толкатели и коромысла с роликами. То есть трение скольжения заменили трением качения, и в итоге общие потери на трение в головке цилиндров сократились на 70%.

Блок цилиндров сделан из чугуна. Он всего лишь на 2 кг тяжелее аналогичного алюминиевого, зато меньше шумит и вибрирует. И обходится он в два раза дешевле алюминиевого.Масса алюминиевой головки цилиндров 8,7 кг.

Каждый поршень весит 184 грамма, а сборка поршень—шатун—шатунный палец — всего 615 граммов. Кстати, для уменьшения массы шатуна в нем сделали треугольное отверстие.В итоге моторчик оказался легче своего 4-цилиндрового собрата объемом 1,2 литра на 12,5 кг и на 10 л. с. мощнее.

Правда, крутящий момент 4-цилиндрового двигателя все же больше — 88 Нм при 2800 об/мин.

НА ВУЛКАН!

Я помнил со школы, что Тенерифе — самый большой из Канарских островов (Канары лежат к северо-западу от Африки и с 1496 года принадлежат Испании). Знал я и о том, что здесь потерпел единственное в своей карьере поражение британский адмирал Нельсон. Давно-давно читал, что на острове прожил шесть лет знаменитый норвежец Тур Хейердал, и недавно узнал, что Тенерифе — одно из любимых мест отдыха новых русских. А вот о том, что Тенерифе — это вулкан, я и не догадывался!Растительности здесь мало, да и та ближе к воде. А выше — только скалы да застывшая после буйства исполина лава (последнее извержение было в 1798 году). На острове площадью 2000 квадратных километров живет 670 тысяч человек — плотность населения больше, чем в Японии.Если в безоблачный день забраться на верхушку вулкана, то увидишь морские дали общей площадью около 150 тысяч квадратных километров — а это равно трети территории Испании! Вот туристы и карабкаются на гору. Кто с комфортом — на фуникулере, а кто пешком. Мы тоже отправились на штурм вулкана, но не на своих двоих, а на машинах.

Дорога круто поползла вверх, и здесь автомобильчик сразу показал на что он способен. А на что — нет.Конечно, крутящего момента литрового двигателя порою не хватало даже на низших передачах. На ’тещиных языках’ моторчик тухнет, часто приходится ехать на первой. И это при том, что в машине был только один человек. А если посадить пассажиров да загрузить багажник?Не легче и на прямых затяжных подъемах. Двигаешься на четвертой передаче, на тахометре 3000 об/мин, но тяги не хватает, обороты падают. Включаешь третью, педаль в пол, и... никакой реакции! Двигатель стал лишь натужнее урчать (обороты повысились до 4000 в минуту), а толку чуть. Так что совершить резкий обгон непросто.

Удивляться нечему: ведь если нет ’кубатуры’, то нет и момента. Чудес не бывает. Недостаток тяги во всем диапазоне скоростей — главный минус маленького моторчика. Зато при движении по городу, на равнине проблем уже не возникает: максимальная скорость 150 км/ч и разгон до сотни за 18 секунд — вполне приемлемые показатели. К тому же двигатель оказался не очень шумным — я ожидал более громкой песни от маленького и нагруженного моторчика.А вот CD-плейер — на крутых виражах начинал капризничать. Он не любит перегрузок: иногда замолкает на пару секунд, а затем вновь продолжает играть. Вскоре ’сидюшник’ и вовсе забастовал — выплюнул диск и замолк. А вот новый электрический усилитель рулевого управления с блеском продемонстрировал свои возможности на такой дороге. Класс!

Мы нередко ругаем гидроусилители рулевого управления на разных машинах — то информативности не хватает при больших углах поворота, то ’ноль’ не чувствуется... Corsa же оказалась отличницей: здесь все как надо!

На машине приятно и нестись по прямой, и повизгивая колесами, проходить крутые горные виражи. Я ни разу не почувствовал недостатка реактивного усилия на рулевом колесе или информативности привода.
Понравилась работа антиблокировочной системы тормозов.

КСТАТИ...

Трехцилиндровые моторы собирают на опелевском заводе в австрийском городке Асперн. Первый двигатель здесь сделали в 1979 году, а в прошлом году в Асперне собрали 440 тысяч моторов, 840 тысяч коробок передач и 400 тысяч головок цилиндров. Все производство расположено под одной крышей.

Когда подошел черед выпуска нового 3-цилиндрового мотора, выяснилось, что места для размещения новой линии нет. Директор завода Франц Роттмайер не сторонник строительства новых цехов, поэтому в Асперне пошли оригинальным путем.

Старую линию, на которой выпускается 4-цилиндровый 1,2-литровый мотор, ужали до предела, сократив расстояние между станками, автоматическими линиями и отказавшись от мини-складов около рабочих мест. Так удалось высвободить 16 тысяч квадратных метров для сборки 3-цилиндрового мотора. Но и сейчас продолжается высвобождение площадей — для увеличения объема производства. Станки ’переезжают’ с места на место только по выходным и праздникам — никаких внеплановых остановок производства! Так, метр за метром, заводчане сами у себя отвоевывают дополнительные площади. Метод безумно сложный и дорогой, но в этом есть смысл — сборка двигателей не останавливается.

Новая автоматическая линия для сборки 3-цилиндрового мотора выполнена в виде латинской буквы S. Оборудование для нее поставила немецкая фирма Johann Krause. Моторы движутся по линии беспрерывно — как автомобили на главном конвейере. Все операции делаются автоматически — от установки клапанов, пружин, распредвала и поршней до монтажа коренных подшипников и головки цилиндров.

Ручной труд применяется только на нескольких постах контроля и на участке окончательной сборки, когда на мотор крепится навесное оборудование. Например, блок электрооборудования приходит с фирмы Bosch: он устанавливается за несколько секунд, а если обнаружится брак, то его целиком отправляют назад — разбираться в причинах неисправности нет ни места, ни времени.Максимальная автоматизация производства, многоуровневая система контроля и идеальная чистота (в домашних тапочках можно ходить) позволили довести качество сборки до высших стандартов.

В одном из небольших городков попалась длинная мостовая. И как только Corsa попала на булыжник, то вибрация побежала по всем органам управления. Досталось и педалям, и рулю, ходуном ходил пол, дрожало сиденье. Главная причина — жесткая короткоходная подвеска. Будем считать, что это разумная плата за отменную управляемость.

Продолжаю подъем. Глянул на приборы и ахнул: батюшки святы, у меня же бензобак и на четверть не заполнен! А если встану где-нибудь в горах? Ладно, думаю, встретится АЗС — заправлюсь. В крайнем случае подберет кто-нибудь из коллег.

А дорога все круче вверх. Высота 1500 метров над уровнем моря. Вот и облака начинают касаться крыши своими мягкими боками. И через пару минут Corsa оказалась в густой белой пелене. Видимость — ноль. Включаю фары. Не помогает. Дорога стала мокрой как после дождя. И вдруг из тумана выныривает монстр!

Здоровенный такой, с огромными святящимися глазами, длинным-предлинным хвостом... В общем, тягач с полуприцепом. Он меня видит или нет?
Эй, дядя, поосторожнее! Кое-как расходимся с грузовиком. Выше, выше, выше.И вдруг через вату облаков мелькнул свет, и Opel начал выныривать из белого плена: дороги еще не видно, а солнце уже вовсю слепит через лобовое стекло. Под колесами — облака, над крышей — чистое небо. Вот он, полет на автомобиле!
Кому приглянется обновленный Opel?

В Европе Corsa популярна у всех слоев населения. В Италии, Испании и в Германии подавляющее большинство владельцев составляет молодежь 18—30 лет. Во Франции и Англии наоборот — Corsa нравится людям от 31 до 45 лет. А вот в России по целому ряду причин этот ’типоразмер’ пока что не прижился, хотя все больше состоятельных дам останавливают свой выбор на таких машинах. Им-то, пожалуй, мы и посоветуем Корсу с небольшим 3-цилиндровым моторчиком. Для города — в самый раз!Поставки этой машины в Россию начнутся в ближайшее время, точные цены пока что неизвестны.

КСТАТИ...

Opel Corsa нынешнего (второго по счету) поколения выпускается с июня 1993 года. За это время сделано около 3 миллионов машин, которые проданы в 75 странах. Выпускать такую прорву автомобилей в одном месте, а затем развозить по всему миру экономически невыгодно. К тому же трудно угодить одинаковыми машинами покупателям на разных континентах.
Поэтому Corsa выпускается на десяти заводах — в Испании, Германии, Португалии, Бразилии (2 завода), Колумбии, Эквадоре, Венесуэле, Мексике и в Южной Африке. В разных странах Corsa продается под разными именами. Например, в Бразилии это Chevrolet Corsa, в Мексике — Chevrolet Chevy, в Австралии — Holden Barina (Holden — австралийское отделение General Motors), в Англии — Vauxhall Corsa, в Японии — Opel Vita.

Corsa, выпускаемая в разных странах, отличается не только названиями, но и комплектацией, двигателями и даже кузовами! Так, в техническом центре GM в Бразилии разработаны автомобили, которые совсем неизвестны в Европе. И на этих машинах мне удалось немного поездить!Во-первых, это седан Chevrolet Chevy Monza мексиканской сборки. Из-за выступающего багажника машинка здорово похожа на Volkswagen Polo Classic и на Seat Cordoba. Внутри — все так же, как и в европейской машине, за исключением большого трехспицевого руля, а вот на ходу... Двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 78 л. с. разгоняет автомобиль неохотно (видимо, он ’задушен’ для использования низкосортного бензина). Рулевое управление потеряло европейскую остроту и стало на американский манер ’ватным’ и неинформативным. Более мягкая и длинноходная подвеска (в угоду плохим дорогам?) изменила поведение автомобиля не в лучшую сторону. От былой отточенной управляемости европейской машины не осталось и следа: Monza валкая, неохотно заходит в поворот и требует повышенного внимания при движении на высоких скоростях даже на пологих виражах.То же самое можно сказать и о пикапе Chevrolet Corsa Pick-Up из Бразилии. Зато какой здесь вместительный кузов — мечта мелкого торговца! Откидывающийся задний борт увеличивает грузовую площадь и позволяет перевозить длинномерные предметы.

А больше всего понравился универсал Chevrolet Corsa Station Wagon, который начали продавать в Бразилии с начала этого года. 1,6-литровый двигатель мощностью 92 л. с. отличается хорошей тяговитостью и эластичностью характеристики крутящего момента. Подвеска здесь более жесткая и энергоемкая. Да и управляется универсал гораздо лучше своих латиноамериканских собратьев. А как солидно он смотрится! Его уже не назовешь крошкой — это серьезная машина для перевозки всей семьи и домашнего скарба. Жаль, что такой автомобиль не поставляется в Европу. Ведь в этом классе нет ни одной европейской машины с кузовом универсал. Бразильская Corsa могла бы стать законодателем моды в этом секторе рынка.


М. КАДАКОВ

Комментарии к фотоматериалам:

1. Новый распредвал в два раза легче прежнего.

2. Блок цилиндров 1,2-литрового 4-цилиндрового мотора (слева) и блок нового 3-цилиндрового двигателя (справа).

3. В нижний рычаг перед-ней подвески встроена гидроопора (слева).

4. Передняя подвеска. Красным показаны новые детали, синим — модифицированные.


Читайте также

Китайский тест-драйв Haval Н2 и Н6: первые впечатления

Как мы уже писали, агент АвтоВестей сейчас находится в Китае, на тесте кроссоверов фирмы Haval для российского рынка. Сегодня, в первый день "покатушек", было знакомство с моделями Н2 и Н6. И китайский колорит начался, что называется, прямо с порога!


Kia pro_cee'd: качок или слабачок?

Корейский хэчтбек способен продемонстрировать множество разнообразных достоинств, начиная с приличной управляемости и заканчивая неплохим набором опций. Но сможет ли машина с мотором мощностью меньше 130 л.с. заставить потенциального покупателя смириться с весьма высокой ценой?


Opel Corsa против Chevrolet Aveo

Сегодня, пожалуй, уже никто и не вспомнит, кто впервые, глядя на новые поколения малолитражек, с легкой руки назвал их «женским» автомобилем. ...


Land Rover Freelander 2: оцениваем очередной "улучшайзинг"

Казалось бы, совсем недавно обновленный Land Rover Freelander 2 был у нас на тесте. И вот опять повод для встречи: "Фрил" 2013 модельного года попал под очередной "улучшайзинг"! Но если в 2010 году обновление затевали под модернизированные дизели, то теперь причиной стал новый бензиновый мотор.