Они того стоят

Они за явным преимуществом доминируют как на европейском, так и на отечественном рынке микровэнов. Но кто из этой парочки более талантлив?

Стахановскими темпами

Еще вчера казалось, что микровэны не приживутся в России. Слишком уж необычны они и непафосны для страны, беззаветно влюбленной в большие седаны. Да и стоит ли переплачивать за построенный на базе супермини однообъемник, когда за те же деньги можно купить хэтчбек «гольф»-класса?

Еще как стоит – не словом, а делом доказывают покупатели. Уже по итогам девяти месяцев продажи микровэнов более чем вдвое превысили показатели всего прошлого года. И все благодаря стараниям «Ноута» и «Меривы». Приглашая их к барьеру, мы хотели понять, чем именно эти малыши так приглянулись покупателям. А заодно выяснить, почему при этом «Ниссан» продается почти в пять раз лучше «Опеля»: 14 296 против 3124 по итогам трех кварталов.

Может быть, все дело в дизайне? Несмотря на принадлежность к одному классу, выглядят они абсолютно поразному. «Мерива» – типичный автобус, только маленький и милый. С покатой задней частью крыши, очаровательными, почти одушевленными фарами и едва проклюнувшимися контурами капота. Впрочем, полагаю, кому-то «икаруснолиазные» ассоциации по душе не придутся.

Если не считать вертикальной задней двери, в «Ноуте» от автобуса не больше, чем в «Микре», на базе которой он, собственно, и построен. Четко оформленный капот, знакомые пропорции современного хэтчбека. Глядя на это синее очарование – а почти игрушечной симпатичности «Ноуту» также не занимать, – и не понимаешь, что он в самом деле забыл в классе однообъемников.

Не видно ни зги…

Сомнения рассеиваются, стоит открыть дверь «Ноута». Почти вертикальная посадка и высокий дверной проем, не заставляющий пригибаться, – вот они, первые радости микровэна. Интерьер «Ниссана» словно создан для того, чтобы дарить вам хорошее настроение. Несмотря на местами бюджетное качество отделки – особенно заметное по жесткому пластику торпедо и потолочной ткани, – салон воспринимается не дешевым, а очаровательным. Ну как не подивиться забавному блоку климат-контроля от «Микры», симпатичной приборной панели и милым дверным ручкам? Порадовали полноценный перчаточный ящик, вмещающий документы формата нашего журнала, почти джиповских габаритов зеркала и компактные подголовники дивана, не мешающие обзору.

Минусы? Куда ж без них… Забавный блок «климатики» бликует, – чтобы рассмотреть его показания, приходится вглядываться. Традиционно бестолково – как и у других компактных «Ниссанов» – расположены кнопки блокировки дверей и обогрева сидений. Найти их на ощупь – задача трудная. Наконец, у руля предусмотрена только регулировка по углу наклона, причем ее диапазон – минимальный.

«Баранка» «Меривы» также регулируется в одном направлении, но это едва ли не единственное, что роднит интерьеры двух автомобилей. Удивительным образом «Опель» оказался полной противоположностью «Ноута». Мелких эргономических огрехов «Ниссана» здесь нет. Те же кнопки обогрева и блокировки дверей расположены куда логичней. Зато перчаточный ящик скромен до неприличия. Но главный минус «Меривы» – отвратительная обзорность. Массивные подголовники полностью перекрывают кормовой обзор, но хуже всего псевдофорточки передних стоек крыши. Если бы эти узкие бойницы закрыли листовым металлом, ничего бы не изменилось. Сквозь них в любом случае ни зги не видно. При обгонах и перестроениях приходится постоянно вытягивать шею – малоприятное занятие.

Что за чудо этот диван!

Приятно удивили оба. «Ноут» шокирует невероятно щедрым запасом для ног. Даже при полностью отодвинутом кресле водителя сзади достаточно места, чтобы посадить дядю Степу, вымахавшего за метр девяносто. Правда, подушка довольно низкая и сидеть приходится, сильно согнув ноги в коленях. Но это разумная плата за королевский простор.

По высоте от подушки до потолка диван «Меривы» даже превосходит «Ноут», но запас в ногах поскромнее. Особенно это ощущается с заказными откидными столиками, расположенными на спинках сидений. Об их жесткие боковины то и дело задеваешь коленями, причем задеваешь весьма болезненно.

Кстати, диваны обоих автомобилей – сдвижные. Причем в «Мериве» он регулируется не только по длине, но и по ширине! Изначально 3-местная банкетка после нехитрых манипуляций превращается в пару индивидуальных кресел с подлокотником.

Чудеса трансфигурации

На первый взгляд, багажники микровэнов ничуть не лучше, чем у обычных супермини. В стандартной раскладке «Мерива» и «Ноут» берут на борт по одному большому дорожному чемодану. Негусто. А скрытые боковые полости «Опеля» и двухуровневый багажник «Ниссана» добавляют лишь удобства, но никак не полезный объем.

Все меняется, стоит немного углубиться в дебри трансформации салона. И здесь «Мерива» предстает во всем блеске. Фирменная система «Флекс-Спейс-5» – настоящее сокровище. Она позволяет складывать спинки сидений или убирать их целиком в пол. Получается ровная и очень даже солидная по размерам погрузочная площадка. При этом вы можете сложить лишь часть дивана, оставив место для пассажира, регулируемое в продольном направлении. Весьма изысканно.

«Ноут» такого удобства предложить не может – подушка неразрезная. Да и в целом багажник «Ниссана» немного уступает «Опелю» как по объему, так и по габаритам. И все же для такого малыша трюм замечательно хорош.

Не баловства ради

На «Мериву», как и на «Ноут», можно установить моторы объемом 1,4 л. Но это «Корсе» и «Микре» 90-сильных «четверок» хватает за глаза. Микровэну, которому на роду написана роль семейного автомобиля, с неизменными поездками по магазинам с полной нагрузкой, больше подойдет 1,6-литровый двигатель.

Особенно «Мериве». Ведь несмотря на скромные габариты, получилась она очень тяжелой – снаряженная масса аж 1300 кг. Вот почему даже 105-сильный «один и шесть» кажется оптимальным, но отнюдь не избыточным мотором. Благодаря неплохой тяге на низах «Опель» с таким двигателем субъективно воспринимается более быстрым, чем подразумевает разгон до сотни за скромные 13 с лишним секунд. Да и на трассе «Мерива» не тушуется при обгонах и даже в левом ряду чувствует себя в своей тарелке. Жаль только, «автомат» ей в России не положен. Серьезный минус, учитывая, что роботизированный «Изитроник» не столько облегчает жизнь водителя, сколько играет на его нервах.

1,6-литровый «Ноут» одинаково хорош как на «ручке», так и с АКП. Причем гидротрансформатор весьма шустрый. Об ускорении его не нужно просить дважды – стоит лишь прикоснуться к педали акселератора, и, почти не пережевывая масло, «автомат» тут же принимает с места в карьер.

Сложно предъявить какие-то претензии к тормозам обоих автомобилей. В штатных режимах они радуют отзывчивостью, цепкостью и грамотной работой ABS.

Приятные сюрпризы

К управляемости «Меривы» и «Ноута» претензий нет. Более того, «Опель», пожалуй, можно считать самым азартным маленьким «автобусиком». Хорош весьма информативный руль, а грамотно настроенное шасси не пугает ранними кренами в быстрых поворотах. Да и вообще «Мерива» с завидной решительностью откликается на приказы водителя. Совсем немного поездив на этом «Опеле», вы поймете, почему немецким инженерам пришла сумасбродная на первый взгляд идея создать на базе однообъемника версию OPC со 180-сильным турбомотором. Способное шасси позволяет такие эксперименты.

«Ниссан» не так зажигателен, но не менее надежен. Толику спортивного азарта «Ниссана» отнимает какой-то резиновый по ощущениям усилитель руля. При этом водителя «Ноут» слушается беспрекословно, а подвеска успешно борется как с продольной раскачкой на шоссе, так и с поперечными кренами в виражах.

Стоит отметить, что, несмотря на надежный характер управляемости, «Ноут» и «Мериву» можно оснастить и ESP. Как говорится, на всякий пожарный случай.

Не хуже многих

Для относительно недорогих автомобилей оба оказались на удивление комфортабельными. И это в первую очередь касается настроек подвески. «Мерива», проглатывающая неровности бесшумно и мягко, понравилась чуть больше. А вот подвеска «Ноута» не столько жесткая, сколько излишне разговорчивая. «Ниссан» сообщает вам едва ли не о каждом изъяне дорожного полотна достаточно громким «бум-бум».

Чуть более шумным показался и подгоняемый гидротрансформатором мотор «Ноута» – его злобный рокоток слышен уже с 3000–3500 об/мин. Зато «Ниссан» образцово справляется с потоком набегающего воздуха – даже на скоростях, близких к максимальным, аэродинамические шумы не докучают.

У «Меривы» все с точностью до наоборот. Приглушенный голос двигателя полностью растворяется в свисте ветра, который хорошо слышен уже на 120 км/ч. Ничего не поделаешь – вот она, плата за автобусную конституцию.

Неравная ничья

Проблема большинства однообъемников с вертикальной посадкой водителя и переднего пассажира – слабая защита ног при лобовом ударе. Не исключено, что именно это обстоятельство помешало «Ноуту» завоевать в краш-тестах «ЕвроNCAP» все пять звезд. Но и разбившись на четверку, «Ниссан» не уступил «Мериве», которую подвели чрезмерные нагрузки на грудную клетку сидящих спереди. Казалось бы, твердые четверки честно заслужили оба, так? Не совсем. Дело в том, что «Мерива» проходила испытания лишь с фронтальными эйр-бэгами – ровно столько же есть и в базовой комплектации для российского рынка. Значит, оценка не вызывает сомнений. Другое дело, что «Ноут» свои звездочки заработал благодаря четырем подушкам – тогда как начальная комплектация для России подразумевает лишь фронтальные. Пришлось снять с «Ниссана» полбалла. И еще одна неприятная мелочь – надувные «занавески» на «Ноут» не получить ни за какие деньги.

Могло быть и хуже…

В 2003-м, когда «Мерива» только появилась на нашем рынке, этот микровэн удивил недетскими ценами – стартовали они аж с $16 000. Сегодня, когда все вокруг дорожает, даже 424 тысячи рублей или почти $17 000, которые просят за 1,4-литровую комплектацию «Эссеншиа», не кажутся неподъемными. Впрочем, мы условились, что минимально достаточным для «Меривы» будет мотор объемом 1,6 л. Такой доступен в версии «Энджой» за 464 тысячи с «механикой», а роботизированный «Изитроник» добавит еще 20 000 руб. Но чтобы ваша «Мерива» стала приемлемо удобной, придется раскошелиться на окраску металлик (9000 руб.), пакет опций, включающий кожаную отделку руля, кондиционер, MР3-магнитолу (27 000 руб.) и обогрев сидений (5300 руб.). Итого получается 505 300 руб. с МКП. По нынешним деньгам чуть больше 20 тысяч «зеленых» у. е. за прилично оснащенный микровэн – это еще приемлемо.

«Ноут» немного выгоднее. Базовый «Комфорт-1,4» стоит от 413 700 руб. А вполне самодостаточная «Лаксори» со 110-сильным мотором и полагающимся настоящему микровэну функциональным набором всевозможных удобностей (двухсекционная багажная полка, откидные столики и карманы на спинках передних сидений, багажный ящик под креслом переднего пассажира), а также кондиционером, электропакетом, «музыкой», боковыми подушками и даже легкосплавными колесами обойдется в 515 400 руб. с МКП или 541 600 руб. с «автоматом». Аналогично оснащенная «Мерива» дороже на 10–15 тысяч в зависимости от типа коробки передач. К тому же полноценный японский «автомат» куда лучше нервного «Изитроника».

Наконец, и условия гарантии «Ниссана» выглядят симпатичней. Традиционные японские 3 года или 100 тысяч км охватывают практически все важные узлы и агрегаты, тогда как дилеры «Опеля», случается, уже на второй год не признают потекшие амортизаторы гарантийным случаем.

Мы решили:

Похоже, мы нашли ответ на оба поставленных вопроса. Популярность микровэнов отнюдь не блажь покупателей и не только модное поветрие. «Ноут» и «Мерива» – на сегодняшний день безусловно лучшие представители своего класса – действительно удобнее «Микры» и «Корсы», на базе которых они построены. При схожих габаритах вагончики привлекают прелестями командирской посадки, гораздо более вместительным салоном и несравнимо более удобным багажником. К тому же они не теряют ни в комфорте, ни в легкости управления, ни в безопасности. Так что, по нашему мнению, чуть более высокая цена микровэнов вполне оправданна.

Что же до преимущества «Ноута» над «Меривой», здесь все не так очевидно. Автомобили на самом деле близки по потребительским качествам, и объективно «Опель» (средняя оценка 4,1) почти не уступает «Ниссану» (средняя оценка 4,2). Другое дело, что «Мерива» все-таки немного дороже. Рискнем предположить, что и внешняя схожесть «Опеля» с автобусом по душе далеко не всем покупателям. Но главная причина отставания «Меривы», на наш взгляд, – отсутствие в прайс-листе полноценного «автомата». Пока роботизированный «Изитроник» нельзя назвать равноценной заменой АКП.

Благодарим компании «АВТОТЕХЦЕНТР В КРЫЛАТСКОМ» и «СТС-МОТОРС» за предоставленные автомобили

Текст: Михаил Медведев

Фото: Максим Гончаров


Читайте также

Opel Astra: Astraлогия.

Первый раз Astra-2 показали публике в сентябре прошлого года во Франкфурте. Премьера серийной модели состоялась этой весной в Женеве. В России же новый Opel ’официально’ появится только в конце лета. Предваряя это событие, мы ре ...


Opel Zafira: Задира.

Никакой ошибки. Не ’Зафира’, а именно Задира. Первый в мире спортивный компактвэн. Выехав на этой машине на дорогу, поначалу обращаешься с педалью газа достаточно резко, дабы избежать проблем с оперативным внедрением в несущийся ...


Nissan Almera: узнаем Renault Logan в новом японском "бюджетнике"

В марте компания Nissan начинает продажи нового поколения седана Almera – первого "бюджетника" компании в классе В, созданного путем скрещивания одной из моделей Nissan с Renault Logan! АвтоВести оценили результат "селекции".


Opel Astra: Ладно скроен, крепко ли сшит?

Приятно, что наша Astra, как и другие автомобили Opel, поставляющиеся на российский рынок по официальным каналам, прошла серьезную адаптацию и оснащена двумя так называемыми пакетами доработок — ’для плохих дорог’ и ’для п ...