Экспертная оценка изменений в ПДД 2014-2015 гг: новшества и тенденции, к чему готовиться

31 декабря 2014

В преддверии нового 2015 года наш хороший друг Алексей Иванович Копусов-Долинин, эксперт по ПДД, проанализировал изменения, которые уже произошли и еще произойдут в организации движения на российских дорогах.

 

В 2014 году в Правила дорожного движения Российской Федерации внесено немало изменений. Одни уже вступили в силу (с 1 января, 8 апреля и с 5 ноября), другие вступят в действие с 1 июля 2015 года.

С 1 июля 2015 года водители, причастные к ДТП, должны в своих действиях руководствоваться пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1, которые изложены в абсолютно новой редакции. Суть этих изменений в разрешении процедуры оформления ДТП на месте его свершения самими участниками ДТП, если нет пострадавших, с применением средств фото-видеофиксации, без приезда сотрудников полиции, с оформлением документов на ближайшем посту ДПС.

Рекомендую всем водителям до 1 июля 2015 года заиметь новую редакцию данных пунктов. Прочитайте «Постановление Правительства РФ № 907 от 06.09.2014» и сделайте распечатку этого короткого постановления, касающегося только этих трех пунктов, вложите их в имеющиеся у вас Правила любого года издания.

Запомните мой совет: при разногласиях в оценке виновника ДТП требуйте приезда сотрудников полиции на место ДТП. При отсутствии разногласий обменяйтесь расписками о виновности или невиновности в ДТП с указанием суммы возмещения ущерба, передачи или получения денег. Только при наличии данной расписки можете спокойно продолжать дальнейшее движение. При отсутствии такой расписки в последующее время можно обвинять участника ДТП во множестве грехов, и главное, у непорядочных людей сразу же находятся свидетели. Мне приходилось разбирать ДТП, при котором подрезавший водитель, у которого в салоне автомобиля находились маленькие дети, сначала красиво извинялся перед пострадавшим водителем и благодарил его и господа за то, что у него не пострадали при этом дети, а уже через полчаса появилось несколько свидетелей из диаспоры и адвокат, которые очень активно свидетельствовали против пострадавшего. А через несколько дней предъявлено требование оплаты возмещения ущерба свыше 400 тысяч рублей.

В текущем году в Правилах появились и видоизменились 12 терминов. Например, появился термин «Парковка» (парковочное место). В соответствии с этим термином изменилось и наименование знака 6.4. До 1 января 2014 знак назывался «Место стоянки», теперь он имеет официальное название «Парковка» (парковочное место). Таких видоизменений в Правилах десятки.

Очень громко прозвучали в прессе изменения в ПДД, касающиеся организации движения велосипедистов. Наша страна является участником Европейской транспортной комиссии, и периодически наш представитель отчитывается на ней о том, что нового делается у нас с учетом Европейского опыта движения транспортных средств. В Европе, и не только там, десятилетиями занимаются организацией дорожного движения на велосипедах, особенно в городской среде. Мы же, ничего не сделав для обустройства движения велосипедистов, сразу же внесли изменения в ПДД РФ в Европейском варианте, создав новую редакцию 24 раздела ПДД «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». В процессе этой работы пришлось создать и совершенно новый 25 раздел «Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону скота».

Конечно, идти в ногу со временем и вносить коррективы в ПДД необходимо, но очень обдуманно. Большинство водителей не видят подводного камня для них, например, при изменении редакции пункта 13.1. Вот его новая редакция: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает». Этот пункт касается и регулируемых, и нерегулируемых перекрестков. Всего-то добавлены слова «и велосипедистам». Разрешение пересекать любые перекрестки на велосипедах, предоставив им при этом во всех случаях преимущество, при нашей организации дорожного движения недопустимо. Пешеход и велосипедист — это две совершенно разные категории. Велосипедист — это водитель транспортного средства, которое имеет совершенно иной характер движения — это скорость, маневренность, устойчивость, разгон, торможение, тормозной путь и т.д. Неожиданное появление велосипедистов перед водителями, которые ничего не смогут предпринять, обеспечено. Будут погибать велосипедисты, и во множестве случаев будут страдать, в том числе и сидеть в тюрьме водители, потому что качественную экспертизу в таких случаях проводить очень сложно. Да и наши суды не готовы к таким сложным разбирательствам. Даже видеорегистратор в такой ситуации может не помочь, так как все будут ссылаться на нарушение водителем пункта 13.1. Считаю, что редакция данного пункта — это самое непродуманное решение в изменениях ПДД за 2014 год.

Очень хорошее дело сделали законодатели для автомобилистов, приняв решении об аннулировании части 2 статьи 27.13 КоАП. С 15 ноября 2014 года сотрудники ГИБДД потеряли право запрещать эксплуатацию транспортных средств со снятием номерных знаков в 12 случаях. Снятие номеров осталось в прошлом. Это очень правильное решение. Унижений водителей по несущественным моментам будет значительно меньше. 

Законотворчество будет, конечно, продолжаться и в будущем. Но хотелось бы обратить внимание специалистов, занимающихся этим. Дорогие наши соотечественники, в этом году вы приняли постановления об изменениях в Правилах 6 сентября 2014 года и 24 октября 2014 года. С такой частотой такой документ не трясет никто в мире. Вы хоть немного думайте над этим. Ведь даже специалисту, занимающемуся этой работой более 30 лет, отслеживать ваши изменения и сопоставлять в контексте очень трудно, а что говорить о водителях, не имеющих возможности заниматься этим постоянно. Страдают от этого и издания. Книги, которые содержат специфические знания, которые касаются массово жизни людей, устаревают по 4 раза в год. Полный абсурд.

Теперь хотелось бы высказаться как специалисту и обратиться к самой широкой аудитории автомобилистов, чиновников, в том числе и депутатов Госдумы и равных им. В 2014 году мной разработана и издана брошюра «Дорожная шпаргалка водителя». Основным поводом ее разработки послужила гибель полутора десятков человек за три года на участке дороги в 800 метров. Этот участок находится в трех километрах от места, где я живу, в 30 километрах от Нижнего Новгорода — города с населением в полтора миллиона человек. Дорога Нижний Новгород — Муром — Касимов — Рязань. Когда стал рассматривать данный участок дороги, который называю «гиблое место», то пришел быстро к выводу, что на данном участке дороги с ее резким поперечным переломом установлен с грубейшим нарушением ГОСТа знак 3.20 «Обгон запрещен». Во-первых, он обязательно должен быть продублирован с левой стороны дороги, если эта дорога имеет двустороннее движение и на ней не более трех полос. В данном случае знак «Обгон запрещен» находится на расстоянии не более 50 метров от резкого перелома дороги. Что недопустимо. Минимальное безопасное расстояние установки знака до перелома должно составлять не менее 250 метров. На участке, где каждый год гибнут люди, нет знака, ограничивающего скорость движения. На участке дороги в семи км насчитал десять грубейших нарушений ГОСТа. Такая картина во всех регионах России. Эти нарушения следствие полного бездействия начальников ГИБДД в регионах и прокуратуры. Из-за неправильной организации дорожного движения в стране существует огромное количество «гиблых мест». Каждый из нас по этим причинам подвержен неоправданному риску. Сейчас со стороны органов, занимающихся контролем за дорожным движением, широкомасштабно применяется новое увлечение — фотофиксация нарушений ПДД. Дело хорошее, но не единственное, и которое никак не связано с ликвидацией сотни тысяч «гиблых мест» по стране. Кто сможет заставить сделать на местах широкомасштабную «ревизию» по организации дорожного движения, соответствующую ГОСТовской, вот вопрос жизни и смерти, и который касается каждый день каждого из миллионов Россиян.

Но не будем заканчивать на печальной ноте данную тему. Я автомобилист с большим стажем. И могу сказать, что очень много позитивного произошло за последние 20 лет. Как сказал классик, «средство роскоши стало средством масс и их передвижения». Это радует всех, кто имеет автомобиль, а кто его еще не имеет, радость жизни у них еще впереди Всем желаю успеха и немножечко быть этаким русским «бонвиваном» — человеком, получающим удовольствие, в том числе и за рулем, невзирая ни на какие дорожные обстоятельства. Всем удачи в Новом году!

Автор учебно-методических пособий для подготовки надежного водителя Алексей Иванович Копусов-Долинин.

 

 

Полезные ссылки:

  • Правила дорожного движения от 29.11.2014
  • Экзамен ПДД онлайн

 

Читайте также