За угон машины предлагают сажать на срок от 5 до 15 лет

24 июля 2013

Депутаты Госдумы готовят законопроект, исключающий термин "угон" из Уголовного кодекса. Хищение машины предлагается приравнять к тяжким преступлениям и наказывать соответственно. В частности, документ устанавливает нижнюю планку тюремного срока. И максимальное наказание – 15 лет тюрьмы.

Согласно законопроекту, текст которого оказался в распоряжении "Газеты.Ru", автоворы не смогут отделаться условным сроком. Один из авторов проекта, депутат от "Единой России" Вячеслав Лысаков, известный своим рвением в процессе возврата разрешенных промилле, уже вносил в Госдуму поправки об ужесточении наказаний за угон машин, но сам же отозвал этот проект, посчитав его недоработанным.

"Две предыдущие попытки прежних созывов в Думе по ужесточению наказания за угон, к сожалению, оказались неудачными. Были попытки со стороны МВД, страховщиков, но по разным причинам поправки не прошли. Не так давно Дмитрий Медведев высказался по поводу необходимости определения нижних пределов наказания в статьях УК РФ. Раз это было сказано премьером, а слово не воробей, мы, используя момент, предлагаем нижний предел санкций", - прокомментировал Лысаков изданию.

Депутат предлагает изменить формулировки статьи 166 УК РФ ("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения") и установить новые сроки. В настоящий момент наказание по данной статье предусматривает штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Альтернативное наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Сейчас пойманные угонщики зачастую настаивалют на том, что взяли машину "покататься" и отделывалются условными сроками. "Угон без цели хищения – абсолютный бред: я считаю, что если машину угнали, то ее похитили, поэтому нужны новые формулировки и новые санкции. Эта статья в УК появилась в 1965 году, и тогда было совсем другое время: тогда было так мало машин, что действительно могли угонять, чтобы просто поездить и бросить. А сейчас это отлаженный многомиллиардный криминальный бизнес: машины почти всегда угоняют с корыстной целью. Нередко для этого специально привлекают молодежь или подростков, которые знают, что, угоняя машину, они почти ничем не рискуют", - заявил Лысаков, отмечая, что количество угонов постоянно растет, а вот раскрываемость этих преступлений оставляет желать лучшего.

 В случае принятия нового законопроекта из статьи 166 будет исключена фраза "без цели хищения", соответственно угон будет приравниваться к краже. Минимальное наказание составит от 5 до 7 лет (по части 1 статьи 166). Нынешнее наказание по этой части указано выше. "Оно теперь будет считаться уже тяжким преступлением, а раз тяжкое, то и нельзя будет так легко получить условный срок, не будет уже никаких штрафов. Сейчас 52% приговоров по данной статье предусматривают именно условное наказание. Я считают, что это ведет к прямому пополнению кадрового резерва преступных группировок", - указывает Лысаков.

За угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, предлагается сажать на 6-10 лет (часть 2 статьи 166). Сейчас за это деяние грозит штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет. "Фактически эта статья будет приравнена к грабежу", - отмечает Лысаков.

Часть 3 этой же статьи, под которую подпадают организованные преступные группы или преступники, причинившие особо крупный ущерб, в настоящее время предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. Проект меняет это наказание на 7-12 лет лишения свободы.

И, наконец, часть 4, которая предусматривает наказание за деяния, описанные в предыдущих частях статьи, но сопряженное с насилием, опасным для жизни и здоровья граждан, будет караться лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. В настоящее время - лишением свободы на срок до 12 лет. "Деяния по последним частям, по сути, буду приравнены к разбою", - добавил депутат.

Лысаков также отмечает, что угонщик готов пойти и на другие преступления, пытаясь скрыться от погони, например. Он может выехать на встречку, проехать на красный сигнал светофора, тем самым угрожая безопасности других участников дорожного движения. "И когда критики говорят, что у нас за ДТП со смертельным исходом дают меньше, чем предлагается за угон, то я отвечаю: в таких ДТП нет умысла: как правило, это несчастный случай. А здесь деяние абсолютно умышленное", - подчеркнул единоросс. По данным издания, средняя раскрываемость угонов в России составляет 19%.

Текст законопроекта практически готов и в ближайшее время будет обсуждаться в рабочей группе, после чего проект внесут на рассмотрение Госдумы. Ожидается, что в парламент документы поступят до конца февраля.

Директор по развитию группы компаний "Цезарь Сателлит" Игорь Хереш считает, что вместо того, чтобы ужесточать наказание, лучше повышать раскрываемость подобных преступлений. "Мы здесь в городе живем, но не представляем, что творится в селах и маленьких городах, где машину порой берут просто без спроса - покататься. Это, конечно, ненормально, но это не значит, что такого человека надо изолировать от общества на 5-15 лет. Проблема в том, что полиции тяжело доказать, была ли цель наживы: не хватает сил и умений. Поэтому пусть всё будет просто: раз сел за руль, значит сразу пять лет. Это, конечно, облегчит работу полиции, но не повод вводить такую статью. Надо просто хорошо расследовать дела", - прокомментировал изданию эксперт.

 

Читайте также

    Новый Hyundai Genesis засняли без камуфляжа

    18 октября, 12:45 В сети появился первый снимок седана Hyundai Genesis без камуфляжа. Автомобиль заметили в Южной Корее, предположительно во время рекламной съемки. Фотографии опубликовали на местном портале Bobaedream. Никакой официальной информации...


    Lada Granta Sport подорожала на 16 тысяч рублей

    16 сентября, 10:55 АвтоВАЗ поднял рекомендованные цены на спортивную версию Lada Granta Sport. Как сообщает издание «АвтоСреда», новинка теперь стоит 459 000 рублей, хотя ранее ценник на седан составлял 443 000 рублей. Таким образом, увеличение стоим...


    Первые изображения Citroen C4 Cactus попали в интернет

    5 февраля, 11:36 Первые изображения Citroen C4 Cactus попали в интернет. Автомобиль имеет много общего с концептом, который был представлен на мотор-шоу во Франкфурте в сентябре прошлого года. В концепте был собран ряд новых технологий, которые унасл...


    Компания Suzuki выпустила третье поколение микровэна Solio и Bandit в Японии

    26 августа компания Suzuki выпустила третье поколение компактного минивэна, а по существу — хэтчбека с высокой крышей, Suzuki Solio и его побратима Solio Bandit. Машина дебютировала под девизом «компактный кузов и просторный салон».