Выбираем автоприцеп для транспортировки лодки

Прицеп для перевозки лодки обязательно нужен, если у вас цельнокорпусная лодка и ее размеры и вес не позволяют установить ее на крыше автомобиля. Можно, конечно, использовать лодку на одном водоеме и хранить ее у причала, но этим вы сильно ограничиваете свою свободу передвижения. Прицеп для перевозки лодок необходим и владельцам RIB-лодок, жесткое днище большинства из которых также требует для перевозки прицеп. Но и для владельцев обычных надувных лодок моторных прицеп вещь полезная. Во-первых, можно перевозить лодку в собранном состоянии с подвешенным мотором. В этом случае процесс от прибытия к водоему до спуска лодки на воду займет считанные минуты. Во-вторых, спуск лодки на воду с тяжеленным мотором можно осуществлять в одиночку, без помощников. Ну и в-третьих, прицеп не только освобождает место в багажнике автомобиля, но и лодка на прицепе отличная емкость для перевозки снастей, канистр с бензином и лагерной утвари.

Кроме того, именно наличие прицепа иногда значительно упрощает процедуру зимнего хранения лодки. Прицеп с лодкой можно просто закатить во двор дома, дачи или хранить на автостоянке. Кстати, автомобильные прицепы или полуприцепы для транспортировки лодок, катеров, яхт, кто-то называет трейлерами (англоязычное влияние) или лафетами (артиллерийское влияние).

На что обращать внимание при выборе.
 
Размер и грузоподъемность.
Универсальных прицепов, подходящих для перевозки лодок и катеров любых размеров не бывает. Поэтому, сразу определяйтесь с двумя основными характеристиками - размер и грузоподъемность.
С размерами более-менее понятно, если длина вашей лодки 5,5 м, то и прицеп надо подбирать способный вместить лодку такой длины. Обычно градация длины «лодковместимости» прицепа идет через каждые 0,5 м. Максимальная длина лодочных прицепов определяется Правилами Дорожного Движения и не должна превышать суммарной сцепки автомобиль+прицеп 22 м. Реально, за легковым автомобилем максимально буксируется лодка-катер длиной не более 8 м. Аналогично регламентируется и ширина прицепа - не более 2,55 м.
А вот на грузоподъемности необходимого вам прицепа для лодки надо акцентировать внимание. Лодка на прицепе очень удобная емкость для перевозки массы необходимых, или не очень, на рыбалке и охоте вещей. Снасти, палатка, бензин в канистрах, вода питьевая, столики-стульчики и еще куча необходимых на природе вещей можно уложить в прицепленную к авто лодку. Поэтому, для определения необходимой грузоподъемности прицепа сразу прикиньте суммарный вес лодки + двигатель + бензин в канистрах + вода питьевая + кемпинговое снаряжение.
Есть ограничение ГАИ. Если суммарный вес прицепа и всего на нем (лодка, двигатель и далее по списку) превышает 750 кг, то нужен уже прицеп с тормозами, а у вас должны быть водительские права категории «Е» с правом вождения «составом транспортных средств» с прицепом.
Особо акцентируем внимание на выборе прицепа с правильной грузоподъемностью владельцев катеров весом от 450 кг. Вес катера, двигателя и других дополнительных крайне необходимых предметов (не забывайте о весе самого прицепа) могут «зашкалить» за разрешенные 750 кг.
Если ваш катер и снаряжение превышают лимит в 750 кг, то вам уже нужен прицеп следующей весовой категории - до 3500 кг. Как правило, это двухосные лодочные прицепы на торсионной подвеске. Обязательно с тормозами. Предназначены для катеров и лодок длиной до 8 м и весом до 2700 кг.
Однако, для катеров и лодок от 700кг до 1200кг двуосный прицеп не правило. Для таких лодок подойдёт одноосный прицеп с тормозной системой на грузовой резине R-13C, R-14C, R-15C. Прицеп с тормозами может быть как на рессорной, так и на торсионной подвеске.

Количество осей.
Обычно на лодочном прицепе одна ось. Так проще сделать общую весовую балансировку комплекта автомобиль- тягач и прицеп-лодка. Одноосный прицеп на грузовой резине с тормозами и передвижной осью позволяет идеально сбалансировать нагрузку на фаркоп автомобиля, и надёжно возить плавсредство не перегружая автомобиль. Одноосные прицепы самые распространенные прицепы для перевозки лодок.
Но, хорошо если ваш катер с полной и сопутствующей загрузкой не весит более 1500 кг. Если весит больше, то нужен уже двухосный прицеп (иначе покрышки не выдержат). Обе оси прицепа при этом расположены рядом и в задней части прицепа, аналогично спаренным осям грузовых фур. Вторая ось на прицепе поднимает грузоподъёмность, но также увеличивает массу прицепа, добавляет трение пары подшипников, что соответственно увеличивает загрузку на тяговый автомобиль. Бывают еще трехосные лодочные прицепы, но это уже прицепы не для перевозки лодок, а серьезных моторных яхт весом более трех тонн.

Ролики или ложементы.
Загружать лодку прямо на металлический каркас прицепа дело неблагодарное, обязательно днище повредим. Для предотвращения повреждений лодки, на каркасе устанавливают специальные приспособления - либо резиновые ролики, либо ложементы, либо и те и другие одновременно. Они же служат и для более удобного втягивания лодки из воды на прицеп и амортизаторами между днищем лодки и прицепом при перевозке.
С роликами вроде все понятно, материал резина или скорее упругий современный пластик, крутятся себе и помогают с меньшими усилиями спустить лодку на воду или втащить ее на прицеп обратно.
Другое дело красивое французское слово «ложемент». Нередко производители прицепов обволакивают это малопонятное простому смертному понятие еще большим туманом - «на раме присутствуют ложементы обтянутые специальным материалом». Что это, и лучше это или хуже роликов? На самом деле «ложементы обтянутые специальным материалом» это обычные деревянные брусья, размещенные вдоль прицепа и обитые обычным ковролином. Так что, очередной обман? Нет, ложементы действительно очень практично. Лодка, вползая на прицеп, отлично скользит по намокшему в воде ковролину а при перевозке большая площадь ложементов крепко держит днище лодки.
Затянуть лодку тяжелее 500 кг на прицеп с одними деревянными ложементами очень тяжело. Облегчают эту задачу килевые ролики, которые принимают основной вес лодки, а ложементы выполняют поддерживающую функцию. Ложементы могут быть как роликовые, так и деревянные, обтянутые ковролином. Роликовые конечно облегчают спуск и подъем лодки по сравнению с деревянными. Но кроме этого у ложементов есть другая задача, это удерживать корпус лодки при движении прицепа по дороге. Деревянные справляются с этим полностью, а вот роликовые должны иметь достаточно большую опорную площадь, чтобы не повредить корпус лодки при движении по неровной дороге. Поддерживающие ролики роликового ложемента должны поддерживать равномерно весь корпус лодки, а не только сзади.
Ролики, за счет вращения, облегчают разгрузку-погрузку, а ложементы равномерней распределяют массу лодки по большей площади. Что выбрать, ролики или ковролиновые ложементы, дело вкуса. Но если у вас лодка с ПВХ днищем и надувным килем, то однозначно нужны ложементы и подлиннее.

Подвеска.
Подвеска на прицепе может быть пружинная, торсионная (она же резиножгутовая) или рессорная. Пружинная использовалась в СССР, а сейчас не используется.
Остается выбрать: торсион или рессора
Торсионная подвеска работает как независимая, однако она жестче рессорной, так как с торсионом не предусматривается установка амортизаторов. Торсионы надежно служат при нагрузке, на которую рассчитаны, но они не выдерживают перегрузок и ударов. При повреждении никак не ремонтируются, меняются легко, но стоят не дешево.
Рессорная подвеска дешевле немецких торсионов, короткая рессора с плавающим концом, так же как и торсион не требует обслуживания (замены рессорных втулок). Хотя рессорная подвеска зависимая, но амортизаторы гасят раскачивание, поэтому прицеп на рессорной подвеске меньше дергает автомобиль по сравнению с прицепом на торсионной подвеске.
Стоит посмотреть и на ступицы. С торсионами понятно они импортные и комплектуются импортными ступицами и подшипниками. Прицепы с рессорной подвеской комплектуются на усмотрение производителя ступицами и подшипниками. Поэтому стоит отметить, что стальная ступица надежнее чугунной и прямой закрытый подшипник прослужит дольше конического без регулировок и смазок.

Сцепное устройство.
Для буксировки прицепа автомобиль- тягач оснащается фаркопом - тягово- сцепным устройством (беззапорным шаровым, петлей-скобой с фиксатором).
Беззазорное шаровое тягово-сцепное устройство состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (международный стандарт) и металлической конструкции, с помощью которой тягово-сцепное устройство жестко крепится к задней части кузова автомобиля.


Читайте также

У Maserati может появиться новый флагманский спорткар

Компания Maserati может пополнить свою растущую модельную линию еще одним экземпляром. К анонсированным седану Ghibli, кроссоверу Levante и новому поколению флагмана Quattroporte может присоединиться некий крупный спорткар, который станет "старшим братом" Gran Turismo.


В Россию приедут "китайцы" украинской сборки

Украинская компания "Богдан" в ближайшее время выведет на рынок Украины сразу пять моделей китайского концерна JAC. Две из них будут выпускаться на мощностях "Богдана", и не исключено, что альянс "Богдана" и JAC попробует свои силы и на российском рынке.


"Охотник", воспитанный в Spyker, нацелился на Porsche

Компания Spyker, известная своими малотиражными оригинальными спорткарами, решила сыграть в высшей лиге этого сегмента. Руководство компании считает, что "Спайкерам" вполне по силам отнять покупателей у Porsche, а проверить эту идею голландцы решили с помощью концепта B6 Venator.


Opel оснастит кабриолет Cascada новым 200-сильным турбомотором

Кабриолет Opel Cascada (под этим именем появится на свет открытая версия Opel Astra) получит новый двигатель. На кабриолете дебютирует турбированный мотор с непосредственным впрыском объемом 1,6 л, который планируется "разогнать" до 200 лошадиных сил.