Хот-хэтч года: Ford Focus ST


АШ:
Когда в русскую редакцию Top Gear из редакции британской пришло письмо с просьбой помочь со съемкой в Москве и окрестностях, мы собрались показать коллегам Россию без Ленина, живописно-совковой разрухи и золотых куполов. Не вышло: они нашу страну без этого не идентифицируют. А уж повлиять на дорожные манеры соотечественников мы не могли тем более – количество аварий на наших дорогах поразило англичан до глубины души. Потому и текст у Мэтта вышел таким, каким меньше всего хотелось бы его видеть нам. Но что поделаешь – это взгляд с их стороны. Отчасти варварский, но и местами верный.

МД: Мужик только что чуть не погиб под огромной фурой. Ледяное спокойствие, с которым он выползает из смятых в гармошку “жигулей”, поражает. Поднявшись, он отряхивает треники, хлопает по карманам куртки и выуживает звонящий мобильник. Дальнобойщик, который въехал “пятерке” в зад, предсказуемо не вписавшись в поворот на скользком перекрестке, видит, что потерпевший говорит по телефону, достает журнал и начинает его листать...

Это худшее ДТП из тех, что я видел. Хуже предыдущего, когда не поделили поворот Mitsubishi и Honda, которое в свою очередь перещеголяло встречу “Жигулей” с фонарным столбом за 10 минут до того. Я гляжу на других водителей рядом и поражаюсь: никто и ухом не ведет. Один мужик барабанит пальцами в такт техно, рядом в Q7 женщина наводит марафет.

 

 

Вы уже поняли, что это не обычное чествование Хот-хэтча Года. Во-первых, потому, что мы не любим “как обычно”. А во-вторых, потому, что мы в Москве. Дороги здесь похожи на стиральную доску: не убьешься, так опоздаешь. Уровень водительского мастерства – от никакого до смертельно опасного. И мешанина автомобилей: от суперпремиума до советских рыдванов. И это самый путаный город в мире (прости, итальянский Лечче). Где же еще нам проверять универсал Focus ST на универсальность?

Синий овал – давний символ капитализма, а сама фирма в России вовсе не новичок. Ford – первая иностранная компания, которая развернула в СССР свое производство. Это случилось в лохматом 1929 году: соглашение с советским правительством было подписано в мае. Завод построили в Нижнем Новгороде, в 400 км к востоку от Москвы.

 

 

Первый автомобиль, похожий на Model A, сошел с конвейера 1 января 1932 года с эмблемами НАЗ (Нижегородского автомобильного завода) и Ford. А через 80 лет, в течение которых успел фундаментально смениться режим, новый завод в Санкт-Петербурге выпускает по 125 000 машин в год. За будущие шесть лет это число должно утроиться. Focus – бестселлер среди собираемых в России иномарок. Даже несмотря на то, что версию ST собирают в Германии, этот автомобиль – символ новой, состоятельной России. Страны, жителям которой нужен уже не просто новый универсал, а чтоб с сиденьями-ковшами и для быстрой езды. Мы с фотографом зажигать не собираемся. Мы видим, что всем наплевать на огромную аварию на М4 – на одной из семи главных магистралей, выходящих из Москвы. И отправляемся посмотреть старую Россию, где дороги пусты, а мужики свирепы. Всего в 10 км от трассы признаки цивилизации исчезают бесследно. Не считая звенящего рева ST, тишина гробовая. Я вижу собаку, которая совершенно неподвижно стоит посреди поля, хищно вглядываясь в березовый лесок. Странная картина.

 

 

 

Щадя наши задницы, я сбавляю скорость до 80 км/ч, но это все равно быстро: будь я за рулем более серьезного, жесткого и низкого хот-хэтча вроде Megane RS, я бы решился только на треть этой скорости. Для такой шустрой в поворотах машины ход у ST безупречен. Да, у него нет дорогой подвески, как у предшественника, кренится он больше, чем хотелось бы, и ощутимо подруливает. Но в этих недостатках проявляется характер – единственное спасение от суровой действительности.

 

«ВОТ ТУТ Я ВСПОМНИЛ, ЧТО РАЗГОН ДО СОТНИ ЗАНИМАЕТ ВСЕГО 6,5 С»

 

Мы спрыгиваем на свежий асфальт. И вот тут я вспоминаю, что универсал ST – быстрая машина. Как и хэтч, он оснащен 2-литровым 4-цилиндровым турбомотором, и несмотря на относительно небольшой довесок в 24 кг (а багажник у него, не забывайте, на 174 литра больше), разгон до сотни занимает те же 6,5 с. Турбина вступает на 1500 оборотах и до потолка в 6800 об/мин давление постепенно нарастает. Мимо одинокого ветхого дома, грузовика и проститутки на обочине мы пролетаем со свистом.

 

 

Как только хороший асфальт заканчивается, начинается изумительно советский городской пейзаж. Статуя Ленина приветствует нас традиционно вытянутой вперед рукой. За истуканом – заросшая, фантастически широкая площадь, колоссальный стадион и несколько высоток. Такая доза коммунизма раздражает, и наш яркий быстрый “фордик” чувствует себя здесь неуютно. А вот, кстати, и еще один “хот-хэтч” – брошенный Opel Kadett E с аляповатыми стикерами “GSi”.

Еду обратно в Москву кружным путем, чтобы захватить как можно больше неизвестных навигации дорог. Одна из них приводит к арке с головой орла и сторожевыми будками по бокам. Километра через полтора я понимаю, что это было предупреждение об отрезке убитого насмерть асфальта с ямами и глубокими колеями, который дорогой и назвать-то нельзя. Даже ST не может проехать по этому. Отступаю на чуть менее жуткую трассу, на которую можно было свернуть километром раньше: неудивительно, что внедорожники в России – самый ходовой товар.

 

 

Но и здесь ST небесполезен. Тут достаточно хороших дорог, чтобы раскрылась его ошеломляющая… добротность. Ближе к Москве, на пригородных дорогах с широкими поворотами я крепче сжимаю руль и все смелее закладываю виражи. Несмотря на грубый протектор зимних шин, этот переднеприводный 250-сильный “сарай” без механического дифференциала даже не думает скользить передком. Это конечно, не официальный тест, но на сырой дороге он цепляется за асфальт в повороте до тех пор, пока лицо фотографа не распластывается по стеклу пассажирского окна.

 

«НЕСМОТРЯ НА ГРУБЫЙ ПРОТЕКТОР ШИН, ST НЕ ПЛУЖИТ В ПОВОРОТАХ»

 

На горизонте медленно вырастает Москва, поток густеет. Проползаем аварию с фурой с логотипом английского супермаркета Waitrose, и я забываю, где я. Движение адское. Но ST – прекрасен. Ковши Recaro обнимают, а инфотейнмент в топ-комплектации, пусть и жутко дорогущий, впечатляет богатством функций.

 

 

Поток помчался так же быстро, как встал. Мы едем на встречу с пожилыми экспатами. Двадцать лет назад Сергей Куркин и Екатерина Кириллова начали собирать по России классические американские машины – большей частью привезенные из-за границы чиновниками высшего эшелона. Делают они это, по-моему, просто ради удовольствия. Смекалистые механики выкидывали мертвые моторы и ставили вместо них советские (как вам 55-сильный Mustang?). Здесь собрано около сотни автоэкспатов глубоко пенсионного возраста, в том числе штук двадцать “фордов”. И все это – под сомнительным предлогом “сохранения”.

 

 

Мы радостно лазаем по этой свалке целый час, но темнеет быстро – пора возвращаться в Москву, смотреть на другие четырехколесные достопримечательности.

Все время, пока езжу на ST и пока общаюсь с ребятами из российского хот-хэтч клуба, меня не покидает ощущение, что ST-универсал – машина для страстных фанатов. Поэтому я с удивлением выслушиваю упрек: “Неправильная тачка: никто не поймет, что с тобой можно гоняться”. И только один член клуба оценивает универсал по достоинству – его зовут Коля, и у него вторая лучшая машина на этой парковке, Megane RS.

 

«НЕ СЧИТАЯ ЗВЕНЯЩЕГО ГУЛА ВПУСКА И ВЫХЛОПА, ТИШИНА ПОЛНЕЙШАЯ»

 

“Волк в овечьей шкуре – вот как мы такие называем. И вещи на дачу отвезти, и погонять можно”. Вот за эти слова можно и прокатить на пассажирском сиденье.“Мотор звучит отлично, лучше, чем у многих”. Очевидно, что отсутствие одного цилиндра, бывшего у предшественника, горе небольшое. И то, что рев выхлопа отлично слышен в салоне, тоже неплохо.

 

 

Хотя бы здесь ST чувствует себя в своей тарелке. Прекрасно откалиброванная машина – когда позволяют условия, не остается ничего, кроме непринужденного и ровного разгона, комфорта, острого руля и провоцирующей управляемости. Этот универсал сочетает в себе лучшее из многих ниш. Он не идеален – не прирожденный талант, как Megane RS, и не самоуверенный “немец”, как Golf GTI, – но свое дело он делает безупречно.

Прошлепав по брусчатке Красной площади, мимо Кремля и сахарных луковок Василия Блаженного, я покидаю Москву. Размышляя о том, что универсал ST – и правда машина под любое настроение, поездку или дорогу, я слышу грохот и вижу последствия очередного, самого страшного ДТП. Что ж, пора оставить Хот-хэтч Года один на один с Россией. Пусть постоит за себя сам…

 


Читайте также

Тест-драйв Opel OPC на Нюрбургринге

Это называется - дорвался. Будучи повернутым на всю голову поклонником автоспорта, о Северной петле Нюрбургринга я начал грезить раньше, чем о девочке Тане с самой красивой в мире улыбкой, что училась в параллельном классе. Примерно тогда же мозг напрочь отказывался запоминать теорему косинусов, зато без запинки выдавал совершенно ненужные учителям факты: 20 832 метра; 174 поворота; перепад высот - 297 метров. Почти полное отсутствие зон безопасности, а значит - и права на ошибку. Die Grüne Hölle, в общем. Зеленый ад. С появлением Gran Turismo и прочих современных симуляторов я намотал здесь не одну сотню виртуальных кругов, периодически не отрываясь от монитора всю ночь. И, коль скоро девочка Таня из грез перешла в реальность, раскрасив ее в миллиард неведомых ранее цветов, из двух мечт всей жизни оставалась одна: самостоятельно проехать по Северной петле хотя бы кружок, в идеале с таким же эффектом. «Джинны» из компании Opel подарили мне целых восемь. Хотя нет. Всего восемь.


Новые двигатели Mazda будут на треть экономичнее

Компания Mazda обещает в новом поколении бензиновых двигателей SkyActiv применить ряд необычных технологий, благодаря которым потребление ими топлива уменьшится на треть. В частности, новые двигатели получат систему воспламенения, схожую с той, что применяется на дизельных моторах.


Любуемся новой Mazda6 на дорогах заснеженной Сибири

Главная премьера Московского автошоу – третье поколение Mazda6, наконец, появилась на дорогах России. Многие скажут - ну вот, еще один седан. Скажут, скорее всего, не глядя. Ибо невозможно назвать просто седаном эту красавицу. Авто.Вести.Ru разобрались, насколько похорошела японская "шестерка".


Mini Countryman пережил первое обновление

Самый крупный Mini переживает свой первый апгрейд: производитель анонсировал некоторый рестайлинг, который ожидает кроссовер Countryman в 2013 модельном году. Правда, он будет очень скромным и коснется в основном элементов отделки и некоторых нюансов эргономики.